«... Я жил в Германии, видел Францию, Голландию, Италию, Испанию. Видел забитые товарами супермаркеты, красивые города. Но нигде меня не оставляла любовь к моей великой Родине — СССР, которую я не променял бы ни на какие зарубежные красивости. В сердце кровоточит неизлечимая рана — память о гибели Советского Союза... И сколько бы ни лгали с телеэкранов самоуверенные обозреватели, сколько цветных реклам ни вывешивали бы на улицах городов, сколько бывших в употреблении и краденых иномарок ни стояло бы вдоль тротуаров — я знаю: произошла гигантская катастрофа. Вырождение и вымирание ожидает целые поколения, которым суждено вступать в жизнь». В этих строках — он весь, Учитель Истории Феликс Борисович Горелик. И профессию писать надо именно так — оба слова с прописной буквы. Впервые я увидела его, когда он получал учрежденную Компартией премию имени Ярослава Галана. А до этого — просто восхищалась публицистикой высокого класса. Среди моих друзей книги Горелика считаются роскошным подарком, их читают по очереди, и эта очередь со временем не уменьшается. Когда же мы с ним познакомились, выяснилось, что объединяет нас очень многое — одинаковые убеждения, ценности, симпатии. Даже моя студенческая журналистская практика начиналась в его родном Харькове. В первой украинской столице Феликс Борисович рос, учился на историческом факультете местного университета. Сначала работал учителем в селе Снежки Харьковской области, потом судьба забросила на Луганщину. Теперь он проживает на земле Северный Рейн-Вестфалия. В Германии. Хотя, как доверчиво мне признался: «Там я только физически, а душа моя в Украине...» Душа Феликса Горелика — это прежде всего его книги, где он с научной точки зрения развенчивает капитализм. Самая первая — «Кто и когда подорвал СССР», о которой сам автор говорит, что она — тот дуб, от которого словно ветки «отрастают» все последующие. Среди них — «СССР: причины взлета и падения», «Как из «зомби» стать человеком», сборник стихов «Радикальные реформы — рай богатым, бедным смерть»... «Антиучебник к курсам истории и обществоведения «Я люблю тебя, Советский Союз. Правда против лжи», за который Феликс Борисович получил премию имени Ярослава Галана, — вещь вообще уникальная. Прибегну к сравнению: если Феликс Дзержинский в свое время спасал детей от беспризорности, то Феликс Горелик спасает их сегодня от беспамятства. Его «Антиучебник» направлен против современных школьных учебников по истории и другим гуманитарным дисциплинам, по которым наших детей превращают в покорных рабов капитала. Эта книга — сплав теории, публицистики и истории — написана интересно и доступно, будет по силам любому мыслящему старшекласснику или студенту. Тому, кто имеет чистую душу, любит свой народ и хочет понять, почему этот народ сегодня так страдает. «Антиучебник» Горелика станет первым помощником для родителей, учителей, воспитателей, сподвижниц Екатерины Самойлик из ВСЖТ «За будущее детей Украины», комсомольских и пионерских вожаков. Для всех, кто в разгар буржуазной реакции и крайнего национализма борется за детские умы и сердца. Один из народных депутатов-коммунистов, прочитав «Антиучебник» за ночь, сказал его автору: «Как мне хотелось бы, чтобы у каждого ребенка в Украине была эта книга!» Желание не такое уж и фантастическое — «Антиучебник», объемом в 155 страниц, можно издать любым тиражом в любом регионе Украины. Польза от этой книги колоссальная, несравнима ни с какими материальными расходами. …Мы разговариваем с Феликсом Борисовичем Гореликом в одном из залов Центрального столичного вокзала. Поезд, который перенесет его из теплого киевского вечера в ясное луганское утро, отправляется через несколько часов. А уж потом и в «Вестфалию бузиновую»... Такая у него судьба, словно напророченная песней на слова поэта Долматовского: Я же с дальней дорогой знаком по-другому, Как уеду — так тянет к родимому дому. А едва подойду я к родному порогу, Ничего не поделаешь — тянет в дорогу... — Феликс Борисович, хорошо знаю, что появление вашего уникального «Антиучебника» вызвано реальной жизнью. В редакцию «Коммуниста» тоже пишут родители, дедушки и бабушки учеников — у них нет сил, чтобы терпеть содержание школьных программ. — Конечно! Воспитание и обучение в современной школе основаны на сплошной лжи. Возможно, наш народ до сих пор этого не понял, но против него ведется скрытая война буржуазии. И главные удары направлены именно на подрастающее поколение, с которым связано наше будущее. Поэтому мы должны давать отпор! У новых «хозяев жизни» — награбленные капиталы, у нас — диалектический и исторический материализм. — Но ведь до него еще надо дорасти! — Вы знаете, я — учитель истории и много лет назад стал работать над воспитанием у учеников научного мировоззрения. Мне еще в советские времена говорили: изучение истории должно всего лишь подводить к научному мировоззрению. Нет, уже с детства необходимо научно мыслить! В 5–7 классе я раскрывал ученикам азбуку диалектики. Поверьте, она им по силам. Каждое историческое событие — единство противоположностей. Добро не может укорениться само по себе, без сопротивления злу. Во время анализа любого общественного явления в классовом обществе надо ставить самый первый вопрос: а какому классу это явление выгодно? Невозможно понять историю, если подходить к ней метафизически, видеть только какое-то одно событие. Скажем, сегодня буржуазные идеологи из периода конца 30-х годов в СССР выделяют единственную трагическую страницу — репрессии и замалчивают главное, противоположное — сталинская эпоха была эпохой социальной революции. Сейчас у нас история метафизическая, антинаучная. Детей натравливают на их дедов и прадедов. — Классики марксизма-ленинизма объединили знание законов диалектики с материалистическим пониманием истории... — Развитие истории определяется борьбой людей вокруг производства и распределения материальных благ. От того, каковы производительные силы общества и кому принадлежат средства производства, зависит устройство общества. С появлением частной собственности общество разделилось на противоположные классы — капиталистов и наемных работников. Только ее ликвидация привела к социализму. Классовая борьба — главная движущая сила развития общества. Смена капиталистического строя возможна лишь путем пролетарской, социалистической революции! Такова азбука понимания истории. — Как построен ваш «Антиучебник»? — Он состоит из трех разделов. В первом срывается «демократическая» маска с «его препохабия» капитализма. Второй раздел посвящен памяти СССР, в нем развенчивается ложь, преподносимая о советской истории в современных школьных учебниках. Третий раскрывает причины гибели Советского Союза и временного поражения социализма в нашей стране. Разделы имеют по несколько глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. В конце каждой главы — вопрос к читателю из пройденного материала. Я беру советскую историю на фоне всех ее событий и разоблачаю ложь. Показываю, что говорит школьный учебник и что было в действительности. — Свои книги вы издаете за собственные деньги и лично высылаете в библиотеки, развозите по школам. Ваши советы учителям, которые будут по ним работать. — Им надо организовывать кружки за пределами школы и там рассказывать детям правду. Сегодняшний учитель — раб, он не может отступить от учебника — иначе потеряет работу. Меня в свое время за пропаганду коммунистических идей выгнали из трех школ. Но в ответ я написал свой «Антиучебник». Того, кто стал на путь истинной борьбы против капитализма, остановить невозможно! Буду очень счастлив, если своей книгой помогу коллегам, которым хватит мужества подняться на борьбу с эксплуататорами. — Феликс Борисович, что, по вашему мнению, самое страшное в современном обществе? — Равнодушие и потребительство. Я и от учителей не раз слышал: «А мне все равно, как это называется — социализм или капитализм — лучше там, где больше платят!» Мы отказались от социализма и стали обывателями: будет хозяин, и хозяин будет платить. Вот он и «платит»... Почему погиб СССР? На смену старшему поколению, имевшему классовое сознание, пришло другое — с потребительской психологией. Оно не почувствовало на себе, что такое социальное неравенство. Потребительская необходимость каждого брала за душу, она и стала той почвой, на которой возродился капитализм. И еще одно мое, можно сказать, главное социологическое открытие. Мы учили, что общество распадается на классы. Классовая борьба — его движущая сила. Это — так. Однако люди делятся не только на классы: есть альтруисты — совесть и честь общества. Чужую боль они воспринимают как собственную, общественный интерес — как личный. И есть эгоцентристы, которые знают только собственное «я», готовы идти по трупам ради собственной выгоды, все гребут под себя. А третья категория — умеренные эгоисты, это основная масса людей. На первом плане у них собственные интересы, тем не менее и гуманности они не потеряли. «Умеренные» колеблются, раздумывают. И от того, за кем они пойдут, зависит результат борьбы. Если умеренные эгоисты поддерживают альтруистов (Октябрьская революция 1917 года), в обществе устанавливается социальная справедливость. Если эгоцентристов (как во время осуществления недавней контрреволюции в СССР), тогда — трагедия. История — это борьба классов через борьбу альтруистов и эгоцентристов. Отмечу: эгоцентристы способны надевать маски альтруистов! Ошибка прошлого — в партию принимали по анкетным данным, не учитывая, что среди пролетариев могут быть эгоцентристы. Продажные Кравчук, Горбачев и им подобные — из трудовых семей. Эгоцентристы очень хитрые. Поэтому надо изучать психологию: коммунист и носитель партбилета. Мой подход — не просто социология, а связь социологии и психологии. Ожидали врага из-за границы, а он оказался своим, домашним. Оборотнем, который расстрелял наши (и свои!) пионерское детство, комсомольскую юность, партийную жизнь. Мы должны дать ему жесткий отпор. А для этого — вооружить умы, прежде всего подрастающего поколения. «Я передаю как эстафету тебе, мой читатель, мою Любовь к Советской Отчизне, убеждение в правоте коммунистических идей и непримиримость к несправедливости… Рано или поздно, но время новой социалистической революции наступит! Таков неумолимый закон истории. И на борьбу массы поведут за собой те, кто сегодня только учится в начальных классах школы». («Антиучебник к курсам истории и обществоведения «Я люблю тебя, Советский Союз. Правда против лжи», послесловие). …Пестрый пассажирский поток Центрального столичного вокзала, равнодушно омывая нас с Феликсом Борисовичем, катится дальше. И никто даже не догадывается, насколько нужен Украине этот человек с мудрыми детскими глазами! А он везет из Киева пакетик «ночной фиалки». Матиолы, которая даже в «благословенной Европе» так сладко пахнет домом...
P.S. Когда материал готовился к печати, в адрес редакции из немецкого городка Бохум пришла новая книга Феликса Горелика «Сталинизм или «Антисталинизм»?» Искренне поздравляем автора и всех читателей с еще одним ценным теоретическим достоянием!