Прошло уже почти полтора десятка лет после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века – разрушения нашей Родины, великого Советского Союза, олицетворявшего собой, по признанию выдающихся современников, самую прогрессивную в мире цивилизацию. Всё больше среди нас молодых людей – полноправных граждан Украины, не знающих и не приемлющих психологически свою физическую Родину, Родину своих родителей, бабушек и дедушек как Родину духовную с её идеалами и ценностями, проблемами и великими достижениями. Этих молодых граждан нашей нынешней страны, впитавших в себя иные ценности, сформировавшихся и живущих в иной общественно-психологической атмосфере, можно понять. Однако на территории нашей бывшей большой Страны, в том числе и в Украине, живёт довольно много людей, для которых ещё не прошёл шок от крушения их громадного дома, крушения всей системы советских нравственных ценностей. Эти люди, а их ныне, согласно социологическим опросам, порядка нескольких миллионов человек, уже много лет находятся в состоянии внутреннего дискомфорта, даже нередко депрессии, имеющей следствием различные болезни. Всё, что было для них ценно, на чём они воспитывались – их идеалы, символы, мечты и вера – подвергается в постсоветских странах осмеянию, поруганию, забвению. Какой же можно придумать выход, чтобы такие люди, назовём их «советянами», снова ощутили себя на высоте, «в своей тарелке», ходили с гордо поднятой головой? И вот в информационном пространстве предлагается интереснейший социальный проект: а что, если дать возможность таким нашим неприкаянным гражданам с откровенно советским менталитетом, «иностранцам» в нынешних «независимых» странах, объединиться в собственную самоуправляемую структуру, в некую федеративную социально-культурную автономию, представляющую собой большую советскую общину со своими воскресными и обычными школами, университетом, предприятиями, другими элементами инфраструктуры? Представляемая к рассмотрению идея совсем не нова. На территории нашей бывшей Страны, в том числе и в Украине, давно и успешно действуют большие национальные и религиозные общины с аналогичной структурой, ставшие для их членов своеобразным «тёплым домом». Законодательная база для функционирования таких больших объединений граждан вполне отработана и не создаёт никаких препятствий для претворения предлагаемой идеи в жизнь. В настоящее время процесс создания советской общины находит всё больше и больше сторонников, особенно среди определённого слоя молодых, хорошо образованных людей, владеющих современными компьютерными информационными технологиями, и постепенно набирает обороты. По крайней мере, что касается виртуальной версии общины, то можно сказать, что она почти состоялась, ибо Интернет даёт людям прекрасную возможность устанавливать быстрый контакт, расширять круг единомышленников. Параллельно с виртуальным строительством общины идёт, хоть и не такими быстрыми темпами, и реальный процесс формирования на территории бывших советских республик наших территориальных отделений. Что привлекает в общину молодых, образованных людей? Не будет большим откровением назвать одной из главных причин естественное желание социально активного молодого человека ощущать гордость за свою Родину, за свой народ, за свою нацию, за великие достижения, которые внесли в сокровищницу мировой цивилизации его родители, деды, прадеды. А таких достижений – огромное количество: это мировые достижения и в области науки и техники, и в области медицины, здравоохранения, и в области культуры, спорта. Приятно осознавать, что именно твоя Страна не только спасла мир от фашистской чумы, но и первой проложила дорогу в космос, заставила работать мирный атом, за короткий исторический период победила неграмотность, создала, по оценкам зарубежных специалистов, лучшую в мире систему здравоохранения, стала лучшей в мире спортивной державой. Приятно сознавать, что техническое творение именно твоей Страны первым достигло космического пространства. Перечень подобных великих достижений можно продолжать долго. Что же тормозит процесс формирования полноформатной советской общины? Главным тормозом представляется непонимание огромным количество советян своей национально-культурной особости, своего права на собственную национальную идентификацию. Мне приходилось разговаривать на эти темы с людьми объективно советскими, которые, однако, с трудом осознавали себя советянами и, преимущественно, называли себя русскими, украинцами и т.д. Эти люди как бы сами загнали себя в ловушку. Ведь национальность определяется в первую очередь не какими-то физическими, этническими особенностями человека, а принадлежностью к определённой культурной традиции, к определённой цивилизации. Очень многие люди, воспитанные советской цивилизацией в духе советских идеалов, впитавшие в себя все достоинства и недостатки национального характера советского народа, почему-то относят себя к представителям древних наций. Этому есть, конечно, объективная причина: советская нация, начавшая формироваться в конце 30-х годов, по историческим меркам очень молода, и у большинства её представителей до сих пор не выработалось осознание своей национальной идентичности. Как бы то ни было, но мы, советяне, являемся, по-видимому, единственной нацией в мире, у которой язык не поворачивается назвать себя по имени. По политическим мотивам, очевидно. Наше мышление политизировано до такой степени, что в словах «мы – советские» нам всё ещё мерещится признание в любви к партии и правительству вместо простой констатации факта национальной принадлежности. Однако пора понять простую вещь: мы воспитаны не в рамках национальных и культурных традиций тех наций, к которым принадлежали наши предки. Так сложилось независимо от нас, исторически. И эта привитая нам культура называется «советской». Мы можем спорить о том, хорошая наша советская цивилизация или плохая, но мы не можем отменить этот свершившийся факт нашей биографии. Мы можем либо смириться со своей судьбой, попытаться отказаться от своего советского мироощущения, либо создать собственное национально-культурное образование, в рамках которого попытаться не только сохранить то позитивное культурное наследие, которое оставила нам советская эпоха, но и развивать его дальше, с учётом опыта допущенных ошибок. Первый путь – это путь в мир, чуждый для каждого из нас, это путь в непривычную культурную среду древних наций. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что новые страны, возникшие на обломках нашей бывшей Страны, будут для нас всегда чужими. Конечно, ко всему можно приспособиться, в том числе и к жизни в ином культурном пространстве. Но много ли от этого радости? Нам надо, в конце концов, примириться со своей историей и своим советским происхождением, научиться гордиться тем, чем действительно можно гордиться, и стыдиться того, чем гордиться нельзя. Конечно, можно полностью отречься от своего советского происхождения и считать, что советская история – это не наша история, не наше наследие, и нам вроде бы не за что испытывать стыд. Но так мы обворовываем сами себя, сделавшись людьми без корней, без истории и культуры. Мы, конечно, можем считать себя, к примеру, наследниками дореволюционной украинской культуры, но это – большой самообман, ибо хотим мы того или не хотим, мы всегда в первую очередь являемся наследниками наших отцов и дедов, а не дореволюционных прапрапрадедов. Невозможно вычеркнуть из истории 70 лет, если в эти 70 лет уместились жизни твоего отца и деда, их достижения, мечты, чаяния, их проблемы и трагедии. Поэтому вряд ли стоит бежать от самих себя. Несколько слов о самом названии нашей нации. Не секрет, что само слово «советский», как и несколько других знаковых слов советской эпохи, вызывает у многих людей чуть ли не тошноту, их воротит от названия нашей нации. Причина этого психологического явления довольно непроста и заключается, по-видимому, в том, что слово «советский» оказалось дискредитировано несоответствием возвышенных советских идеалов и советской действительности. К сожалению, так сложилось, что в представлении советского человека советское общество должно было быть идеальным. Между тем, общество в принципе не может быть абсолютно совершенным, и молочные реки в кисельных берегах не текут даже в вожделенной Америке. Надо понять, что идеалы потому и называются идеалами, что труднодостижимы в действительности. Подобно путеводной звезде, идеал указывает всего лишь направление движения. Дойти до этой звезды невозможно, но это не значит, что попытки идти в указанном ею направлении бессмысленны. Только двигаясь к идеалу, мы может стать хоть немного лучше, умнее и добрее, и только это движение делает жизнь осмысленной. Молодая советская община постепенно вырабатывает перспективы своей деятельности, накапливает и обсуждает экономические, социальные и культурные проекты. Создаётся сайт общины, выпускается журнал «Страна Советия», проводятся энергичные дискуссии о наших проблемах и перспективах. Нам кажется, что прошло уже то время, когда мы могли жаловаться на судьбу нашей молодой нации, оказавшейся без Родины. Отныне наше счастье, как говорится, в наших руках. Статья написана с использованием материалов сайта А.Лазаревича А.Лищинский, президент Всеукраинской ассоциации общественного здоровья.
|